Разработчики OpenNETCF выпустили новую версию библиотеки Smart Device Framework, которая содержит множество полезных классов, значительно упрощающих разработку приложений для Windows Mobile на платформе .NET. Есть бесплатная версия Smart Device Framework. По большому счету из недостатков бесплатной версии по сравнению с платными можно назвать отсутствие интеграции с Visual Studio и дизайнером форм.

Набор классов, судя по описанию на сайте, у всех версий аналогичный. Отсутствие поддержки для бесплатной версии меня, например, особо не пугает.

Previous ArticleNext Article
Технический директор IT-Dimension, компании-разработчика кросс-платформенного программного обеспечения

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

M.

Mobile MVC Framework – Большое в малом – Часть I

Рано или поздно в своей работе программист доходит до той точки, когда писать программы “на коленке” уже не имеет смысла, т.к. время – конечный ресурс и с каждым годом становится все более и более ценным. В таком случае полезным бывает использование уже существующих наработок как, непосредственно, для реализации того или иного функционала, так и для разработки архитектуры ПО.

Удачным и довольно эффективным способом сократить время, необходимое на разработку архитектуры, является использование шаблонов проектирования (design patterns).

Одним из довольно популярных в наши дни шаблонов проектирования является Model-View-Controller (MVC, Модель-представление-контроллер). Об использовании этого шаблона проектирования, в применении для разработки мобильных приложений на .NET Compact Framework, я расскажу в этот раз.

Итак, что нам дает MVC в общем? MVC позволяет разделить функционал приложения на три части:

  • Model (Модель) – содержит только данные и “ничего больше не делает”. На самом деле фраза в кавычках значит, что Model предоставляет API для получения данных, и API для реакции на запросы об изменении данных (обычно такие запросы приходят от контроллера), но на остальной функционал приложения или отдельного модуля, а также на функционал по отображению данных, модель не оказывает никакого влияния и даже не знает о них.
  • Controller (Контроллер) – обрабатывает данные, введенные пользователем, и уведомляет Model и Controller о необходимости реакции на действия пользователя. Модель, в этом случае, может изменять состояние хранимых ею данных, а представление должно обеспечить отображение актуальных данных.
  • View (представление) – отвечает за отображение актуальных данных, предоставляемых моделью. View – это то, что мы видим на экране, пользовательский интерфейс. При использовании шаблона MVC пользовательский интерфейс не может и не должен напрямую изменять данные. Он должен уведомлять контроллер о действии пользователя, а контроллер, если это необходимо, будет запрашивать изменение данных в модели.

Использование MVC позволяет уменьшить зависимости между компонентами системы таким образом, что изменение одного компонента приводит к минимальным изменениям в остальных.

Но довольно теории. Перейдем к рассмотрению примера использования MVC для разработки приложений на .NET Compact Framework. Оказывается, что все велосипеды уже изобретены до нас, и для мобильных приложений уже существует реализация паттерна MVC – Mobile MVC Framework, который, вместе с исходным кодом, доступен на CodePlex.

Здесь и далее все примеры будут использовать именно эту библиотеку для реализации MVC.

Итак, давайте начнем знакомство.

Первое, что необходимо сделать, это создать приложение на .NET Compact Framework. Для этого в Microsoft Visual Studio выбираем меню File -> New -> Project и создаем Smart Device Project на C#.

Создание приложения на .NET Compact Framework

Указав название проекта, жмем OK. После этого необходимо выбрать тип приложения. Нам подходит “Device Application

Выбор типа приложения для .NET Compact Framework

После того как наш проект создан, распаковываем исходный код Mobile MVC Framework в папку с решением.

Распаковываем исходный код Mobile MVC Framework в папку с решением

Добавляем проект библиотеки Mobile MVC Framework в решение.

Добавляем Mobile MVC Framework в решение

Для нашего приложения добавляем ссылку на проект библиотеки в References.

Добавляем Mobile MVC Framework в References для приложения

Отлично. Мы получили пустое приложение с одной формой. Теперь займемся внесением изменений.

Создаем новую форму. Это будет форма ввода имени пользователя и пароля при старте приложения.

Создаем новую форму в проекте приложения

На форму добавляем два компонента TextBox (для ввода имени пользователя и пароля), два компонента Label и в главное меню формы добавляем пункты OK и Exit.

Форма логина

Теперь выполним изменения в исходном коде формы.

Формы в приложении, использующем Mobile MVC Framework должны быть отнаследованы от класса ViewForm. Для этого меняем у нашей формы имя родительского класса.

using System;
using System.Linq;
using System.Collections.Generic;
using System.ComponentModel;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Text;
using System.Windows.Forms;
using System.Mobile.Mvc;

namespace MobileMVCTest
{
    public partial class LoginForm : ViewForm
    {
        public LoginForm()
        {
            InitializeComponent();
        }
    }
}

По нажатию на кнопку OK наша форма будет отправлять уведомление контроллеру. Для того чтобы отправить уведомление о необходимости проверки логина и пароля, нам необходимо сохранить состояние формы. Состояние компонента сохраняется в переменной ViewData. Для уведомления контроллера используется метод OnViewStatChanged(). Каждое действие пользователя должно иметь уникальное имя, которое будет передано в качестве параметра в метод OnViewStatChanged(). Благодаря уникальному имени контроллер сможет идентифицировать действие пользователя и обработать его соответствующим образом. Уведомления от контроллера обрабатываются в методе OnUpdateView(). Все уведомления, приходящие от контроллера также будут иметь уникальные названия, с помощью которых форма сможет их идентифицировать и обработать.

Полный исходный код формы предствален ниже:

namespace MobileMVCTest
{
    public partial class LoginForm : ViewForm
    {
        public LoginForm()
        {
            InitializeComponent();
        }

        private void mnuOK_Click(object sender, EventArgs e)
        {
            ViewData["Login"] = txtLogin.Text;
            ViewData["Password"] = txtPassword.Text;
            OnViewStateChanged("LoginAction");
        }

        private void mnuExit_Click(object sender, EventArgs e)
        {
            OnViewStateChanged("ExitAction");
        }

        protected override void OnUpdateView(string key)
        {
            if(key == "LoginSuccess")
            {
                DialogResult = DialogResult.OK;
                Close();
            }
            else if(key == "LoginError")
            {
                txtLogin.Text = string.Empty;
                txtPassword.Text = string.Empty;
                MessageBox.Show("Error");
            }
        }
    }
}

Редактирование формы мы закончили. Теперь нужно создать класс контроллера.

Создаем контроллер для формы логина

Основной код в классе контроллера сосредоточен в методе OnViewStateChanged(), который вызывается из главной формы. Если приходит уведомление о том, что пользователь нажал кнопку “OK”, то выполняется проверка введенных данных. При соответствии данных форме отсылается уведомление “LoginSuccess”, в противном случае уведомление “LoginError”.

Если была нажата кнопка “Exit” (и в контроллер поступило уведомление “ExitAction”), то программа завершается.

using System;
using System.Linq;
using System.Collections.Generic;
using System.Text;
using System.Mobile.Mvc;
using System.Windows.Forms;

namespace MobileMVCTest
{
    class LoginController : Controller
    {
        public LoginController(IView view)
            : base(view)
        {
        }

        protected override void OnViewStateChanged(string key)
        {
            if(key == "LoginAction")
            {
                if( (View.ViewData["Login"].ToString() == "TestLogin") &&
                    (View.ViewData["Password"].ToString() == "TestPassword"))
                {
                    View.UpdateView("LoginSuccess");
                }
                else
                {
                    View.UpdateView("LoginError");
                }
            }
            if(key == "ExitAction")
            {
                Application.Exit();
            }
        }
    }
}

Все идеально и просто. Форма не знает, каким образом обрабатываются введенные данные. Она всего лишь сохраняет свое состояние и уведомляет об этом контроллер. Контроллер также ничего не знает о том, какие есть контролы на форме. Он также сохраняет состояние и уведомляет форму.

Теперь нам осталось всего лишь внести небольшие изменения в класс приложения:

using System;
using System.Linq;
using System.Collections.Generic;
using System.Windows.Forms;

namespace MobileMVCTest
{
    static class Program
    {
        /// <summary>
        /// The main entry point for the application.
        /// </summary>
        [MTAThread]
        static void Main()
        {
            LoginForm loginForm = new LoginForm();
            LoginController controller = new LoginController(loginForm);
            if(loginForm.ShowDialog() == DialogResult.OK)
            {
                Application.Run(new MainForm());
            }
        }
    }
}

Здесь мы создали форму и контроллер для нее. При успешном завершении работы формы (если данные об учетной записи пользователя были введены корректно) приложение продолжает свою работу. В противном случае приложение завершается.

Продолжение следует…

С.

Собираем wxWinCE, C++ библиотеку для разработки GUI приложений под PocketPC!

Иногда кажется, что изучать что-то новое и потом это новое использовать в работе очень сложно. Но довольно часто новые, ранее незнакомые инструменты могут быть очень полезными.

Сегодня мы поговорим о том, как собрать библиотеку wxWidgets, а точнее ее порт wxWinCE, который используется для разработки приложений, работающих под управлением Windows Mobile и значительно упрощает процесс разработки GUI-приложений для карманных компьютеров и смартфонов под упралвением этой ОС. Для того чтобы собрать wxWinCE мы будем использовать Visual Studio 2008.

Итак, для начала нам необходимо загрузить исходный код wxWidgets с официального сайта. Сделать это можно здесь. На странице доступны различные версии дистрибутива wxWidgets, а также пакеты для различных ОС. На данный момент последней версией является 2.8.8. Лучше всего будет загрузить пакет wxALL (пакет, содержащий исходный код wxWidgets для всех поддерживаемых платформ и операционных систем).

После того как исходный код библиотеки загружен, распаковываем его и переходим в папку wxWidgets-2.8.8/build/wince. Здесь находятся файлы проектов для wxWinCE.

Открываем файл проекта wx_mono.vcp. При открытии Visual Studio предложит преобразовать файл проекта к новому формату.

Теперь, для того чтобы собрать библиотеку, нам необходимо сделать несколько подготовительных действий. Все дополнительные действия по настройке проекта необходимо проделать для каждой платформы, под которую будет собрана wxWidgets, потому что в противном случае собрать приложение с неправильно настроенной библиотекой будет невозможно.

В этом посте для примера будет использована платформа Pocket PC 2003 и Windows Mobile 6 Professional. Почему выбраны именно эти платформы? Pocket PC 2003 выбрана как самая старая. Приложения, собранные под эту платформу будут также работать под управлением более поздних версий Windows Mobile. Windows Mobile 6 Professional выбрана как самая новая.

Итак, открываем окно свойств проекта и переходим в раздел Configuration Properties -> General. В этом разделе в свойстве Output Directory устанавливаем значения:

  • Для платформы Pocket PC 2003 – “..\..\lib\evc_armv4_lib”
  • Для платформы Windows Mobile 6 Professional – “..\..\lib\evc_armv4t_lib”

Сделать это нужно для обеих конфигураций, Debug и Release.

Переходим в раздел Librarian -> General и в свойстве Output File устанавливаем значение $(OutDir)\$(ProjectName).lib для Release конфигурации и $(OutDir)\$(ProjectName)d.lib для Debug конфигурации.

Для платформы Windows Mobile 6 Professional переходим в раздел C/C++ -> Advanced и в свойстве Compile for Architecture устанавливаем значение ARM4T (QRarch4t).

Идем в раздел C/C++ -> Code Generation и в свойстве Enable C++ Exceptions устанавливаем значение No. Необходимо помнить, что сделать это нужно для обеих конфигураций и для обеих платформ.

Пытаемся собрать библиотеку, жмем Build. И что мы видим? Ошибки!!! Первое с чем прийдется столкнуться, это ошибка вида

—— Build started: Project: wx_mono, Configuration: Debug Pocket PC 2003 (ARMV4) ——
Creating ..\..\lib\evc_armv4_lib\winced\wx\msw\rcdefs.h
“clarm.exe” не является внутренней или внешней
командой, исполняемой программой или пакетным файлом.
Project : error PRJ0019: A tool returned an error code from “Creating ..\..\lib\evc_armv4_lib\winced\wx\msw\rcdefs.h”
Build log was saved at “file://e:\wxWidgets-2.8.8\build\wince\Pocket PC 2003 (ARMV4)\Debug\BuildLog.htm”
wx_mono – 1 error(s), 0 warning(s)
========== Build: 0 succeeded, 1 failed, 0 up-to-date, 0 skipped ==========

Лечится она просто, необходимо повторно запустить сборку проекта.

Смотрим дальше, ошибка вида

e:\wxWidgets-2.8.8\include\wx/aui/floatpane.h(33) : error C2504: ‘wxMiniFrame’ : base class undefined
..\..\src\aui\framemanager.cpp(2453) : error C2039: ‘SetTransparent’ : is not a member of ‘wxAuiFloatingFrame’
e:\wxWidgets-2.8.8\include\wx/aui/floatpane.h(32) : see declaration of ‘wxAuiFloatingFrame’

Лечится она тоже довольно просто, открываем файл floatpane.h и меняем декларацию макроса wxAuiFloatingFrameBaseClass чтобы оно выглядел так:

#if defined( __WXMSW__ ) || defined( __WXMAC__ ) ||  defined( __WXGTK__ )
#include "wx/minifram.h"
#define wxAuiFloatingFrameBaseClass wxFrame
#else
#define wxAuiFloatingFrameBaseClass wxFrame
#endif

Следующее, ошибка вида

..\..\src\msw\window.cpp(5965) : error C3861: ‘VkKeyScan’: identifier not found

лечится добавлением функции-заглушки


unsigned int VkKeyScan(int)
{
return 0;
}

Хотелось бы отметить что в версии 2.8.7 библиотеки этой ошибки нет и если уж совсем не хочется что-то править в исходниках wxWidgets, то можно воспользоваться версией 2.8.7.

Ну вот, теперь можно собирать библиотеку. Собираем Debug и Release конфигурацию для обеих платформ.

Дальше, для удобства использования wxWinCE в проектах, нам необходимо добавить переменную окружения WXWIN и присвоить ей в качестве значения путь папке с исходным кодом wxWidgets.

Ну вот, со сборкой библиотеки мы закончили, теперь можно приступать к созданию нашего первого приложения, но об этом в следующий раз 😉